Даты проведения итогового сочинения (изложения):
02 декабря 2020 года
03 февраля 2021 года
05 мая 2021 года
Пять
открытых направлений для тем
итогового сочинения 2020/21 учебного
года.
1. Забвению не
подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Комментарий к
открытым тематическим направлениям
итогового сочинения 2020/21 учебного
года
1. Забвению не
подлежит
Темы сочинений
данного направления нацеливают на
размышление о значимых исторических
событиях, деятелях, общественных
явлениях, достижениях науки и
культуры, оказавших влияние как на
судьбы конкретных людей, так и на
развитие общества и человеческой
цивилизации в целом. Память о них не
имеет срока давности, передается от
поколения к поколению, напоминая о
горьких уроках прошлого и его
славных страницах. Примером
глубокого осмысления этой проблемы
могут служить произведения
художественной, философской, научной
литературы, критики, публицистики,
мемуарной прозы.
2. Я и другие
При раскрытии
тем, связанных с названным
направлением, целесообразно
обратиться к различным формам
человеческого взаимодействия,
вопросам взаимоотношений личности и
общества, проблеме самоопределения
человека в социальной среде. В
основу сочинения могут лечь
рассуждения о причинах возникновения
и способах разрешения межличностных
конфликтов, о путях достижения
понимания и согласия между людьми.
Собственный жизненный опыт, а также
обращение к различным литературным
источникам (в том числе к
философской литературе и
публицистике) дадут возможность
глубокого отклика на предложенную
тему.
3. Время
перемен
В рамках
данного направления можно будет
поразмышлять о меняющемся мире, о
причинах и следствиях изменений,
происходящих внутри человека и в
окружающей его действительности, о
том, перед каким выбором он
оказывается в период формирования
собственного мировоззрения, в эпоху
социальных и культурных изменений.
На эти и другие вопросы в русле
конкретных тем можно ответить,
опираясь на различные литературные
источники (художественные
произведения, мемуаристику, научную
литературу, публицистику), а также
на собственный опыт осмысления жизни
в «большом времени» с его проблемами
и противоречиями.
4. Разговор с
собой
Названное
направление побуждает к размышлению
о том, что значит «быть самим
собой». Данная тематика связана с
вопросами, которые человек задает
сам себе, об опасности внутреннего
разлада, о работе совести и поисках
смысла жизни. Темы этого направления
нацеливают на самоанализ, осмысление
опыта других людей (или поступков
литературных героев), стремящихся
понять себя. Темы позволяют
задуматься о сильных и слабых
сторонах собственной личности, о
ценности и уникальности своего
внутреннего мира, о необходимости
самопознания и
самосовершенствования. Раскрывая
тему, можно обратиться к
художественной, психологической,
философской литературе, мемуарам,
дневникам и публицистике.
5. Между
прошлым и будущим: портрет моего
поколения
Темы сочинений
данного направления приглашают к
размышлению о культурных запросах
современного человека, его
литературных пристрастиях, жизненной
позиции, о сходстве и различиях
между ним и его предшественниками, о
влиянии молодого поколения на
формирование будущего мира.
Потребуется осмысление духовных
ценностей и нравственных ориентиров
молодежи, ее места в современном
мире. О сущности сегодняшнего
поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет
подчас дискуссионный характер, что
дает возможность высказать свое
мнение в рамках обозначенной
проблематики.